Достаточно распространено мнение, что женщины отличаются замедленной реакцией. Может, она не у всех замедленная, но одна черта явно ставит под угрозу жизни тех, кто окажется рядом на дороге. Эта черта — отказ от ответственности в самые опасные моменты. Говорят, доходит до того, что девушки бросают руль и закрывают лицо руками. Ни в коем случае нельзя этого делать. Более того, надо научиться не только не отпускать руль в такой ситуации, но и уметь действовать так, чтобы избежать аварии.
Очень многие водители, как мужчины, так и женщины, если их неожиданно подрезают, имеют очень вредную привычку вилять в сторону. Понятно, что такое движение абсолютно инстинктивное, и избавиться от желания увернуться очень трудно. Но лучше постараться каким-нибудь образом вбить себе в мозг, что совершать резкие повороты можно, только когда никого нет в соседних рядах, — приучи себя постоянно, а не только когда нужно перестроиться, контролировать ситуацию на дороге по зеркалам. И уж тем более не стоит «вилять» влево, если едешь в крайнем левом ряду — лобовое столкновение всегда имеет более тяжкие последствия, чем удар о машину, едущую в попутном направлении.
Объезжая внезапно возникнувшее перед тобой на дороге препятствие, ты должна быть точно уверена, что не выезжаешь на чужую полосу. Порой лучше въехать в яму, чем в соседнюю машину. Кстати, если яму объехать никак не получается, постарайся притормозить перед ней, насколько возможно, а над самой ямой тормоз отпусти: колесо не будет заблокировано и удар по нему получится менее жестким. Если каждый раз в экстремальных ситуациях тебя так и тянет «вильнуть», постарайся делать угол поворота руля минимальным и тут же возвращай его на место.
Зимой ни в коем случае не стоит резко бить по тормозам — колеса блокируются, теряется управляемость машины. Тормозить можно короткими нажатиями на педаль тормоза, а лучше тормозить двигателем (этому приему лучше научиться летом, отработать до автоматизма). На механической коробке передач вкратце это выглядит так: выжимаешь сцепление, переходишь на пониженную передачу, чуть даешь газу и резко отпускаешь сцепление. На первых порах попроси когонибудь из знакомых автомобилистов, чтобы показали тебе, как это делается, и проконтролировали, насколько правильно ты усвоила урок.
Еще одна ошибка, связанная со спонтанной реакцией — поведение при заносе. Почему-то руль всегда хочется выкрутить в сторону, противоположную заносу, а надо наоборот. Кроме того, на переднеприводных машинах на крутом повороте нельзя сбрасывать газ, нужно чтобы колеса «вытягивали» машину из виража. Кроме того, опытные водители советуют не бояться заноса, а использовать его: занести заднюю ось. На малой скорости этого можно достичь, заблокировав на секунду задние колеса легким торможением — либо мягко нажать на педаль тормоза, либо чуть поднять ручник, не ослабляя, а то и усиливая при этом нажатие на педаль газа.
На большой скорости нужно на короткое время сбросить газ, из-за чего машину «переставит» на дороге, потом газом добавить обороты и войти в поворот. Резко сброшенный газ позволит занести заднюю ось, в ту же секунду необходимо вывернуть руль в сторону заноса и прибавить газу. Чем резче повернут руль в сторону заноса, тем быстрее выравнивается автомобиль. Вывернув колеса в сторону заноса, начинай возвращать их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля. Смотреть при этом нужно обязательно в сторону поворота. Но такой прием может оказаться сложным, если ты неподготовленная водительница.
На заднем приводе придется действовать по-другому. Если сносит переднюю ось, необходимо превратить снос переда в занос задних колес (которые, собственно, и являются ведущими). Если заносит на высокой скорости, сбрось газ (если передние колеса уже направлены в сторону поворота). На малой скорости придется дергать ручник или нажать на газ — резко и коротко — чтобы заставить задние колеса пробуксовать. Все это надо выполнять аккуратно, чтобы машину не развернуло в обратную сторону. Вдобавок можно включить пониженную передачу и резко отпустить сцепление. Начавшееся скольжение можно упредить резким поворотом руля в сторону заноса и моментальным возвращением его в исходное положение, не дожидаясь реакции автомобиля.
Кстати, сцепление колес с дорогой можно потерять не только зимой, но и летом. При первых каплях дождя пыль, лежащая на ровной асфальтированной дороге, смачивается и создает пленку из грязи, по которой проскальзывают шины. Эта грязевая пленка может оказаться и на лобовом стекле, что резко ограничивает видимость. В таком случае не стоит включать «дворники» на самый быстрый режим — они только размажут грязь, лучше включать их время от времени.
Но в общем ты уже поняла: вождению в экстремальной ситуации лучше учиться в специальном учебном заведении — благо их сейчас немало.