Вряд ли стоит начинать тормозить за три метра до светофора, привлекая внимание окружающих скрежетом тормозов и запахом жженой резины. О своем намерении перестроиться лучше сообщить окружающим заранее включением поворотника, а не одномоментным нырком из ряда в ряд. Кстати, если ты уже собралась перестриться и оповестила всех соответствующим образом, не стоит задерживаться и останавливать весь свой ряд. Перестроиться удобнее, когда твоя скорость совпадает со скоростью ряда, в который ты собираешься перейти.
При этом лучше перестраиваться не перед очередной машиной, а за ней, почти в хвост. Но следи при этом, чтобы перед той машиной никто резко не тормозил и будь сама готова к быстрому торможению. Алгоритм действий такой: скажем, тебе надо перестроиться в левый ряд. Ты набираешь скорость соседнего ряда (если это позволяют впереди идущие машины в твоем ряду — запомни, что перестраиваться для обгона впереди идущей машины лучше заранее, а если такой возможности в данный момент нет, держись на некотором расстоянии от своего соседа спереди, ожидая «окна» в соседнем ряду), включаешь поворотник. Пользуясь левым и салонным зеркалами заднего вида, выбираешь машину, за которой ты перестроишься — за ней должно быть как раз то самое «окно», при этом следующая за «окном» машина не должна резко набирать скорость, иначе у тебя есть шанс вылететь прямо перед ней. Следя за движением машины, которая и дет слева от тебя, и той, что находится в твоем ряду, начинаешь маневр перестроения, в начале которого резко набираешь газ (иногда требуется перейти на более низкую, предыдущую передачу, например с четвертой на третью, если у тебя механическая коробка).
Оказавшись в нужной полосе, тут же убираешь ногу с педали газа, отпускаешь чуть вперед машину, за которой ты перестроилась, чтобы набрать соответствующую твоей скорости дистанцию. Как правило, на сухой дороге дистанция между автомобилями в метрах должна быть приблизительно равной численному значению скорости — если скорость 60 километров в час, значит, дистанция должна быть 60 метров. При скользкой, мокрой дороге дистанция должна увеличиваться в два раза.
При перестроении стоит учитывать такой фактор, как «мертвая зона» — это те части дороги, которые не видны водителю — ни «невооруженным глазом», ни в зеркала. Самой опасной считается «мертвая зона» чуть сзади машины, правее правой задней стойки. При перестроении необходимо посмотреть не только в зеркало с той стороны, в которую ты перестраиваешься, но и во все остальные зеркала, тем более салонное зеркало. Многие страхуются, поставив в салон так называемое панорамное зеркало, которое действительно увеличивает обзор. Но оно не всегда спасает, если, допустим, сзади сидят пассажиры. Поэтому перед перестроением стоит заранее какое-то время последить за дорогой с боков и сзади, чтобы появление другой машины не стало для тебя неожиданностью. Особенно опасны в такой ситуации шныряющие из ряда в ряд водители, которые перестраиваются резко, агрессивно и очень часто. Некоторые водители еще и поворачивают голову назад, но порой это может привести к столкновению с едущей впереди машиной.
«Мертвая зона» может оказать медвежью услугу не только при перестроении, но и при маневрировании вообще. Например, при выезде из гаража или со стоянки с машинами, стоящими параллельно друг другу. Если выезжать из гаража передом, то «мертвая зона» сокращается, поэтому заезжать в гараж и на место парковки лучше задом.
Автопроизводители пытаются решить вопрос улучшения обзора для водителя. Некоторые, например, предлагают использовать камеру, которая следит за частью дороги в «мертвой зоне». Если в «мертвой зоне» появляется объект, движущийся со скоростью больше чем 20 километров в час, рядом с нужным зеркалом загорается лампочка, давая водителю понять, что рядом движется автомобиль (или мотоцикл), который не видно в зеркало. То есть водитель предупреждается об опасности, а предупрежден — значит, вооружен. Однако и эта техника несовершенна — в условиях плохой видимости (снегопад, туман, ливень) она может не сработать.
Некоторые водители пытаются решить проблему собственными силами. В магазинах сейчас можно увидеть маленькие зеркала, которые приклеиваются на штатное. Эти «наклейки» могут производить обманчивое впечатление увеличения обзора, однако они на деле уменьшают поле обзора и из-за большого искажения могут помешать в критической ситуации правильно оценить расстояние до приближающегося объекта. Производители зеркал предлагают свой вариант: к обычному зеркалу, которое дает поле обзора, добавляется еще одна часть с другой кривизной, которая обеспечивает видимость «мертвой зоны». В общем, если ты решила таким образом облегчить себе жизнь, — обязательно потренируйся в спокойной обстановке и реши, действительно ли тебе удобнее с «прибамбаса-ми», чем со старыми добрыми штатными зеркалами.
Примечательно, что «мертвую зону» могут увеличивать устройства, признанные улучшить характеристики безопасности. Так, дополнительные подголовники, установленные на заднем сиденье, ограничивают обзор сзади. Более широкие боковые стойки во внедорожниках ограничивают обзор сбоку. Поскольку не всегда есть возможность компенсировать эти проблемы техническими средствами, привыкай сразу перед перестроением контролировать ситуацию на дороге, чтобы, рассчитав время, суметь выбрать тот момент, когда рядом с тобой не окажется другой машины. Если ты не можешь перестраиваться, не повернув головы, старайся не отворачиваться совсем — согласно исследованиям ученых, женщины обладают хорошим периферическим зрением, так что помеху, если она есть, ты сможешь зафиксировать боковым зрением, не теряя при этом контроля над дорогой впереди себя.
Еще один совет — старайся не держаться рядом (чуть позади) с машиной из соседнего ряда продолжительное время на пустой дороге, ты можешь попасть в «мертвую зону» соседнего водителя.